Паломничество в Тихвино-Онуфриевский храм Воронежа

30 мая 2021 года ученики православной гимназии посетили Тихвино — Онуфриевский храм города Воронежа и узнали подробности его истории, осмотрев все стенды в храме и побеседовав с его настоятелем протоиереем Николаем Лищенюк. Основной престол церкви посвящался Тихвинской иконе Пресвятой Владычицы Богородицы, празднование дня обретения которой проходится на 9 июля по новому стилю. В память ее чудесного явления по воздуху нарекались храмы по всей Руси. Правый предел обязан своим именем преподобным и богоносным отцам Онуфрию Великому и Петру Афонскому — старцам-пустынникам, один из них жил в IV, другой — в VIII веках, которых особенно почитал строитель храма – купец Гарденин.

Потап Никитич Гарденин (1689-1746) переселился сюда в первой четверти XVIII и основал суконную фабрику. Вскоре поблизости сложился целый комплекс жилых и производственных построек, обязанных своим существованием ему и его наследникам. Это жилой каменный дом (переулок Фабричный, 12) и две суконные мануфактуры, одна из которых известна под названием «Ноева ковчега» (улица 20-летия ВЛКСМ, 37), а другая — «Арсенала» (улица Степана Разина, 43). В апреле 1735 года П.Н. Гарденин направил прошение воронежскому епископу Иоакиму на постройку храма во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской с приделом преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Купец объяснял в своем прошении епископу, что церковь необходима для его семьи и рабочих фабрики, так как другие церкви находятся далеко и до них тяжело добираться. Ответ на это прошение был положительным. Вскоре неподалеку от жилого дома фабриканта была заложена церковь. Под ее двор выделили участок 170 на 170 метров. Строительство велось медленно. Только 8 марта 1741 года освятили верхний деревянный придел во имя святых Онуфрия и Петра. Храм был завершен и освящен епископом Иоакимом Струковым в 1746 . Церковь со временем получила название Тихвино-Онуфриевской. В 1758 году деревянный придел во втором ярусе сгорел, при пожаре повредились даже каменные стены трапезной. Через четыре года Гарденины — младшие восстановили домашнюю церковь, теперь были устроены два каменных придела в самой трапезной на первом этаже. К существующему добавился еще придел в честь трех вселенских святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

В конце XVIII столетия возросшее число прихожан потребовало расширения богослужебного здания, и в 1795 году перестройка церкви завершилась. Последний раз в дореволюционное время она подверглась реконструкции в 1873 году. Придельные алтари тогда были вынесены из трапезной и поставлены в один ряд с главным алтарем. Храм приобрел свой окончательный вид.

На церковной земле в начале прошлого века находились каменная сторожка, сарай для топлива, открытая в 1894 году приходская школа, в которой состояли две учительницы — грамоты и рукоделия. На содержание двух священников и двух псаломщиков шли банковские проценты с капитала в пятнадцать тысяч рублей. Приход был невелик.

Когда-то здесь обитали работники с гарденинской суконной мануфактуры: для них, собственно, и строилась церковь. К началу XX века об этом напоминали лишь названия улиц. Одна из фабрик была занята под военную казарму, вторая превратилась в жилой дом, а гарденинский дом давно уже отошел городскому обществу.

С трех сторон церкви, кроме западной, было дано более чем 14 метров (20 аршин) под кладбище, где погребали только членов семьи Гардениных и местных священников. После 1772 года это была единственная в городе приходская церковь, возле которой разрешалось регулярно хоронить мирян. У каменных стен покоится создатель храма Потап Никитич Гарденин, его сын Андрей (1723-1776), внук Иван Андреевич (1752-1772), невестки Мария Адриановна (1760) и Екатерина Ивановна (1796). Сохранилась ли роль фамильного кладбища клана Гардениных в XIX веке, сказать трудно.

В годы гражданской войны (1918 -1920) на подворье храма располагался концлагерь, в котором находились несколько сотен человек с длительными сроками заключения.

В октябре 1932 г. храм подвергся частичному разрушению: была разобрана двухъярусная колокольня и его отдали под производственные нужды. Как раз та часть сооружения, которая не подвергалась переделкам и наиболее полно отражала стиль времени строительства — аннинское барокко.

Все когда-то имевшиеся в храме святыни, в том числе очень древний образ Тихвинской Божией Матери, бесследно исчезли, конфискованные властями при закрытии храма. До начала 80-х ХХ века в храме размещалась фабрика «Игрушка», нанесшая большой вред его интерьеру. В этих годах была начата реставрация здания под музей по проекту архитектора Ю.П. Атановой. Храм возвращен Воронежско-Липецкой епархии в октябре 1990, но первое богослужение в нем было проведено лишь 28 декабря 1991 г.

В настоящее время храм состоит из частей, построенных в разное время. После богослужения мы подошли к настоятелю храма отцу Николаю и попросили его побеседовать с нами. Он с радостью согласился. Беседа состоялась в помещении молодежного центра. Мы задали вопросы о. Николаю и он ответил на них. Мы узнали, что от кладбища, которое находилось рядом с церковью ничего не осталось в настоящий момент. Когда прихожане высаживали туи около храма, то никаких костей обнаружено не было. Мы уточнили, что пределы остались прежними, изменений никаких не вносилось. В храме продолжается ремонт, причем отделка ведется в греческом стиле. Именно поэтому храму была подарена икона Божией Матери, привезенная из Греции. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, а также работает молодежный отдел епархии.

Мы были рады посетить эту прекрасную церковь, которая уже три века украшает наш город.

Запись опубликована в рубрике Новости гимназии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *